Образно-ролевая игра (4-5 лет) « Школа безопасности детства "Свет"

Образно-ролевая игра (4-5 лет)

Итак, в режиссерской игре ребенок научился соединять отдельные предметы по смыслу и начал самостоятельно придумывать сюжет игры. Теперь настало время вспомнить про вторую составляющую игры — про роли. В самом начале четвертого года жизни у ребенка возникает новый вид игры, который получил название игры образно-ролевой. При этом образная игра развивается параллельно с режиссёрской, но становится самой любимой и центральной.

Здесь уже ребёнок учится управлять не игрушкой, как в режиссёрской игре, а собой. Образная игра имеет несколько этапов развития:

На первом этапе — простое подражание без игры. Ребёнок начинает имитировать поведение животных, которых видит чаще всего (2-3 года), но долго этот образ (собачки, кошечки) не удерживают. Взрослые должны поддержать такие игры: погладить, устроить подстилочку, налить молока;

Детишкам 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и их взаимодействии с людьми. В этом возрасте малыши часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами и людьми разных профессий: принцами, царевнами, солдатами, продавцами, строителями, врачами, пожарниками, водителями и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, о том, как человек познает мир.

Для этого этапа нужны различные маркеры образа и детали костюмов:

— шляпы, накидки, жилетки, тесёмки, ленточки, бусы;

— ткани, лоскуты, пледы, подушечки;

— сумочки, короны, волшебные палочки и другие атрибуты;

— оружие: шпага, меч, кинжал, палки, лук.

В образной игре ребёнок учится овладевать образом и, соответственно, удерживать его. Так он учится управлять собой. Именно в образной игре у ребёнка развивается способность к идентификации – способность присваивать себе черты других персонажей или других людей, посмотреть на происходящее с точки зрения другого человек . Таким образом, развивается способность к сопереживанию, пониманию других людей – эмпатию.

К пяти годам ребёнок может уже сойти с эгоцентрической позиции, когда есть не только «Я», а ещё и другие люди, которые тоже что-то чувствуют, что-то переживают. Конечно, это не происходит ровно в пять лет, но зарождается и развивается именно в образной игре.

Образно-ролевая игра тесно связана с театрализацией и почти полностью основана на личном, опыте дошкольника. Так, если ребенок уже сталкивался с особенностями создания различных образов (ходил в театр, смотрел кукольные спектакли, участвовал в самодеятельных постановках, знаком со специфическими играми), то он достаточно легко организует и участвует в образно-ролевой игре.

Именно поэтому крайне необходимо с самого раннего детства водить ребенка на спектакли, а еще лучше делать его не просто зрителем, а участником домашних постановок.

Есть замечательная детская игра «Дедушка Мазай», в которую с удовольствием играют все дети. Помните: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»? Эта игра, особенно если в нее играют дети разных возрастов, а еще лучше и взрослые тоже, способствует развитию воображения.

Сыграйте с детьми в «Море волнуется». Ведущий отворачивается от ребят и медленно говорит: «Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три. Фигура-птица, замри!» Резко обернувшись, он смотрит, кто успел выполнить задание. Потом, проходя между рядами «птиц», «включает» одну, чтобы посмотреть, как она будет двигаться. Побеждает в этой игре тот, кто сумел наиболее точно, похоже изобразить названный ведущим персонаж.

Всем очень хорошо знакома такая картина: мама опаздывает на работу и должна еще успеть завести в детский сад малыша, а он, как на зло, не идет быстро, а шаркает ногами. Мама торопит его, но безрезультатно. Подойдя к крыльцу детского сада, он вдруг не пошел по ступенькам, как все «нормальные» дети, а стал их «объезжать». «Что за ребенок такой!» — в сердцах говорит мама. «А я не ребенок, я —машина». Оказывается, малыш шаркал ногами не для того, чтобы мама опоздала на работу или чтобы в очередной раз «потрепать ей нервы», а лишь потому, что он — машина, а машина, как известно, не поднимает ноги-колеса, а плавно скользит по асфальту. Это и есть наша новая знакомая — образно-ролевая игра. Она уже появилась на арене психического развития, а мы, взрослые, как очень часто бывает, ее не сразу заметили. А ведь она необходима ребенку и для дальнейшей сюжетно-ролевой игры, и для умения перевоплощаться, и для развития творчества (ведь машина машине рознь), и, главное, она очень нужна для развития детского воображения. Вы помните, что означает для ребенка перенести функцию с одного предмета на другой? Вот по-настоящему этот перенос и происходит в образно-ролевой игре. Ведь для того чтобы перенести какое-либо свойство или функцию с одного предмета на другой, необходимо его (это свойство) «примерить» на себя. Эта «примерка» делает ребенка всемогущим; он может не просто ходить, но и ездить, летать, не только говорить, но гудеть, хрипеть и даже выпускать дым. Это свойство детей — умение перевоплощаться — может в некоторых случаях иметь значение психологической реабилитации.

Образно-ролевая игра дает возможность малышу по-новому общаться со взрослыми. От непосредственного общения, от привычных слов, от уже знакомых интонаций ребенок научается переходить к контекстному, выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения.

На этом этапе родителям следует поощрять в ребенке все возможные проявления инициативы и фантазии — пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или маскарада — для застенчивых детей особую важность имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить ребенку одну из второстепенных ролей или участие в массовке, чтобы он не выделялся среди других людей. Полезны и карнавальные представления. Однако нужно иметь в виду, что ни одно из этих мероприятий нельзя устраивать вопреки желанию малыша и следить, чтобы ему было комфортно.

Развитию личности, расширению и совершенствованию взаимодействия с окружающим миром способствует и сказкотерапия. В проблемной, спорной, трудной ситуации ребенку предлагают поступить так, как на его месте поступил бы герой любимой сказки. С помощью сказок всегда можно дать намек на то, как надо поступить, избежав прямого наставления, которое часто вызывает у детей отвержение.

Источник: сообщество “Детство без гаджетов”

Поскольку вы здесь…

…у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы, которые мы для Вас подбираем, курсы и мероприятия котоорые разрабатываем требуют времени и ресурсов.

Наш проект делают энтузиасты на добровольной основе. Чтобы мы могли делать качественные материалы и развивать проект нужны финансовые средства. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Школу “Свет”, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей – чтобы мы и дальше могли развивать наш с Вами проект.

Ссылка – https://bdsvet.ru/pomoch-proektu/

Безопасность детей – наше общее дело!