Сюжетно-ролевая игра (5-6 лет) « Школа безопасности детства "Свет"

Сюжетно-ролевая игра (5-6 лет)

Очередная стадия игры, на которую переходит ребенок, — сюжетно-ролевая игра. Ее называют королевой всех игр. Теперь для ребенка становится притягательным не сюжет, не образ, а именно отношение между ролями. Для такой игры ребенку обязательно нужны ровесники, потому что отношения – это как минимум двое. У ребенка появляется естественная потребность играть со сверстниками. На предыдущих этапах были в основном индивидуальные игры, т.е. дети играли рядом, но не вместе. Они могли на какой-то момент соединиться в общем сюжете, но в основном каждый развивал свою сюжетную линию и образы. А сюжетно-ролевая игра – это игра, где уже нужны сверстники: «Мне нужен человек, с которым мне нужно выстраивать отношения».

Первые сюжетно-ролевые игры у детей о том, что они видят вокруг себя. Чаще всего, это «дочки-матери». Именно в этой игре ребенок начинает учиться договариваться с другими. Вариаций игры много. У каждого ребенка есть свой опыт. У всех нас разные семьи и роли, которые играют мама и папа. И когда ребенок хочет поиграть с другими детьми в «дочки- матери», приходится договориться, потому что нет единого сценария. Какой будет мама? Какой будет папа? Какие будут дети? Какая будет ситуация? Хочешь – не хочешь, приходится учиться договариваться. Иначе ты выпадешь из игры. А желание и потребность в сюжетно-ролевых играх у ребенка огромные, для него является притягательной эта игра, поэтому он учится это делать, у него есть мотивация. Он вынужден «наступать себе на горло» и подстраиваться. С другой стороны, ребенок учится выражать свою точку зрения, объяснять свою позицию, быть активным участником переговоров.

Что могут сделать взрослые? В 5-7 лет ребенку становится интересно отражать именно социальные отношения, поэтому хорошо много рассказывать ребенку о нашем социальном устройстве. Как устроен магазин, кто в нем работает, кто за что отвечает, где начальник, подчиненный. Парикмахерская, пожарная команда. Очень хорошо, конечно, съездить в эти места, за всем понаблюдать, посмотреть. Но если нет такой возможности, то можно взять что-то из книг, из каких-то документальных фильмов, показывать ребенку сюжеты, в которых можно проиграть различные социальные роли. Посещайте больше те места, где есть социальная жизнь.

В целом, в сюжетно-ролевой игре роль взрослого уже не так важна, как на предыдущих этапах. Дети очень хорошо обогащают друг друга, потому что, еще раз скажу, что опыт каждого из нас достаточно ограничен, и когда мы встречаемся с другими, они обогащают наш опыт так же, как мы обогащаем их опыт. Взрослый же может помочь что-то выстроить, например, какое-то игровое пространство, рассказать о ролях, о социальных отношениях.

При этом ребенок полностью управляет игрой сам. Он управляет и сюжетом, и ролью, и отношением в игре. Следит за тем, чтобы выполнялось, игралось по задуманному сценарию. И самое важное, что здесь возникает очень много эмоций у ребенка, поскольку дошкольник живет в основном в игровом пространстве, таком идеальном пространстве, и только постепенно укореняется в реальности. Вот в этой игре, очень много эмоций. А знаете ли вы, что именно эмоции отвечают за интеллект в дошкольном возрасте? Поэтому чем более эмоционально ребенок проживает свою жизнь, свою игру, тем выше у ребенка интеллект.

Необходимо отметить, что современная сюжетно-ролевая игра — это шаг (в лучшем случае один) назад по сравнению с игрой детей в недавнем прошлом. Так, лет 15—20 назад дошкольники успешно играли в самые разнообразные игры, с большим количеством участников, по самостоятельно придуманным сюжетам, могли продолжить игру довольно длительное время, широко использовали различные предметы-заместители. В настоящее время практически все содержание игры свелось к игре в «семью» с очень небольшим количеством участников: мама, ребенок, реже папа и еще реже бабушка и дедушка. Сюжет скорее можно назвать отобразительным, копирующим действительность, чем самостоятельным, творческим, игра возникает эпизодически и довольно быстро завершается, а если возникает вновь, то это не продолжение, а, как правило, ее повторение. В игре используются игрушки, являющиеся точной копией реальных предметов, или даже сами эти предметы.

Что же произошло с игрой? Что же происходит с нашими детьми? Пока мы не поймем этого, нам никогда не сдвинуть игру с мертвой точки, а это значит — нам никогда не развить воображение наших детей. Мы уже называли одну причину: часто дети просто не знакомы с той действительностью, которую надо изображать в игре. Кроме этой, главной причины, есть еще некоторые аспекты, на которые хотелось бы обратить внимание.

Одна из причин неумения современных детей играть в том, что мы, взрослые, не умеем да часто и не хотим их этому учить. Посмотрите, как много сейчас появилось родителей-энтузиастов, которые учат своих детей читать в 2 года, решать уравнения в 3 года, плавать с рождения, но мне, к сожалению, не приходилось встречать тех, кто специально учил бы ребенка играть. Это кажется непрестижным. Этим нельзя похвастаться, это не может быть предметом гордости, и мы оставляем игру на откуп детям: научатся — хорошо, а не научатся, за это, с точки зрения родителей, двойку не поставят. Оказывается, все наоборот: двойки в первом классе наши дети получают чаще всего за то, что они не играли или недоиграли в дошкольном возрасте.

Но даже если родители и не препятствуют развитию игры и пытаются помочь ребенку, то современная педагогика практически не имеет средств, чтобы их этому обучить. И часто родители, испытав первые неудачи, отступают.

Почему же так трудно научить малыша играть? Если проанализировать те способы и методы, с помощью которых мы обучаем детей и которые нам хорошо известны и привычны, то большинство из них вписывается в формулу: «Делай, как я», где «я» — это образец, если хотите, эталон. К чему приводят эталоны в обучении, мы уже видели. Эталоны же в игре просто-напросто уничтожают игру.

Что же, раньше их учили по-другому? Да, причем в основном учили играть не взрослые, а дети более старшего возраста.

Давайте вспомним старые дворы. В играх участвовали дети всех возрастов: и дошкольники, и младшие школьники, и подростки. Старшие учили малышей, только не на специальных занятиях, а в реальной игре. И ребенок, подыгрывая «учителям», постигал игровые действия, исполнение ролей и, в конечном счете, тайны воображения. И если в детском саду есть разновозрастная группа, то игра в ней развита гораздо лучше, чем в любых образцовых садах с традиционным делением на группы.

Последнее условие развития сюжетно-ролевой игры — детские игрушки. Если мы посмотрим на арсенал игрушек современного ребенка, то найдем в нем очень много игрушек, до которых он еще не дорос. А это значит, что они будут не помогать, а мешать развитию игры. Какими же свойствами должна обладать игрушка для вашего малыша?

Во-первых, игрушка должна слушаться малыша, подчиняться его логике, подыгрывать ему. Тогда ребенок сможет перенести на нее функции любого предмета, использовать ее, как захочет, сможет воображать.

Второе требование, которое предъявляет психология к игрушке, заключается в том, что она должна вызывать у ребенка эмоциональный отклик. Не зря игру называют «школой эмоций». Дешевый глянцевый голыш вызывал целую гамму чувств — его хотелось обогреть, накормить, приласкать, потому что он в первую очередь был малышом, по сравнению с которым любой ребенок чувствует себя взрослым. А нынешние куклы являют собой, скорее, образец современной модной женщины. С ними и играют по-другому: переодевают, причесывают, красят маминой косметикой и т.п. Вместе с тем их и не особенно жалко, поэтому, причесывая, можно безжалостно драть волосы, переворачивать вниз головой. Современные игрушки малоэмоциональны, этим можно объяснить и то, что у детей нет любимых игрушек, что игрушки, которые с таким упорством малыш выпрашивал у родителей, забрасываются и забываются через несколько дней. Если спросить воспитателя, долго работающего в детском саду, как дети относятся к игрушкам, он непременно скажет вам, что нынешние дети плохо, небрежно, неаккуратно обращаются со своими игрушками. Только это характеризует не столько современных детей, сколько современные игрушки.

Кроме того, надо иметь в виду, что все дошкольники должны обязательно играть в куклы. Сейчас же, к сожалению, не только мальчики, но и многие девочки предпочитают куклам и мишкам машины и технику. Между тем именно кукла, игра с ней помогают малышу научиться понимать другого человека, общаться с ним. Без куклы мы не сможем развить сюжетно-ролевую игру и помочь ребенку стать волшебником.

У Нонны Адамян есть рассказ, который я очень люблю. Отец без ума от своей маленькой дочери. Он считает, что старших детей «испортила» жена, и воспитанием своей любимицы занимается сам. Он всячески прививает ей интерес к технике, поощряет игру с машинами. Чтобы проверить плоды своего воспитания, он ведет девочку в «Детский мир» и предлагает ей выбрать себе подарок. Дочка оправдывает надежды отца и выбирает себе землечерпалку. Отец на седьмом небе. Он с нетерпением ждет гостей, чтобы продемонстрировать им результаты своего воспитания. Когда гости приходят, он с гордостью говорит им: «Знаете, что сегодня сделала моя младшая дочь? Впрочем, пойдемте, сами увидите». Все входят в комнату, где играет девочка. Отец смотрит и не узнает свой подарок: на землечерпалке повязан платочек, и девочка подносит ей чашечку, собираясь ее «поить». «Во что ты играешь?» — спрашивает у нее отец. «А это пришли гости к принцессе Землечерпалочке, и они все пьют чай», — ответила его дочурка.

Итак, мы выделили три условия, необходимые для организации сюжетно-ролевой игры. Это — ознакомление ребенка с различными сферами действительности, специфический процесс обучения игре как передача игрового опыта и, наконец, адекватные воображению ребенка детские игрушки. Давайте теперь посмотрим, как эти условия реализуются в игре.

Для того чтобы наши дети научились играть в полноценную сюжетно-ролевую игру, нам вместе с ними надо последовательно пройти пять ступенек.

На первой ступеньке мы знакомим ребенка с той действительностью, которую он будет впоследствии отображать в игре. Для этого мы придумываем какую-нибудь историю, подбираем соответствующие книги и открытки, напоминаем ребенку то, что он уже знает, привлекаем к рассказу и его самого, и других детей (особенно старших), и взрослых. Довольно типичная ошибка — взрослые затевают игру сразу же после сочинения рассказов. Этого делать не стоит. Ведь тогда ребенок, обладающий прекрасной памятью, просто довольно точно воспроизведет то, что ему рассказывали, и для его воображения не останется места. Поэтому лучше, чтобы полученная информация «отстоялась». Можно попросить ребенка поговорить в детском саду (или, наоборот, дома) с друзьями, близкими, например о парикмахерской, узнать, что интересного они там видели, можно самому сходить туда с ребенком. Прямое знакомство с какой-либо сферой деятельности — очень эффективное средство. Только не надо думать, что простой приход ребенка, скажем, в ту же парикмахерскую даст ему необходимую информацию для игры. Важно объясните ему, кто чем там занимается, и тогда с первой задачей сюжетно-ролевой игры вы справились.

На второй ступеньке мы будем вместе с детьми играть в особый вид сюжетно-ролевой игры — отобразительную игру. Посмотрите с малышом мультфильм и предложите поиграть в него. Договоритесь, кто кем будет, и просто воспроизведите то, что видели несколько минут назад, Сюжетно-отобразительную игру можно организовать и не по «чужим» сценариям, а как повторение того, что происходило с самим ребенком.

Обыгрывание реальных отношений, событий дает ребенку возможность открыть для себя волшебные слова детства «понарошку», «как будто», что очень важно для последующего развития и игры, и воображения.

На третьей ступеньке мы играем в еще один вид сюжетно-ролевой игры — в игру-драматизацию. Как же малыш бывает рад, когда мама вместе с ним разыгрывает любимую сказку! На этом этапе, в отличие от предыдущего, ребенок может уже по своему желанию менять ход сказки или акцентировать то, что ему больше всего нравится.

На четвертой ступеньке мы переходим к непосредственным играм с ребенком. Важно при этом, чтобы взрослый или более старший ребенок, который учит малыша, играл с ним каждый раз по-разному, дабы избежать простого запоминания и слепого повторения действий другого. Например, играем с детьми в парикмахерскую. К одному в кресло садится модная дама, к другому — старый дедушка, к третьему — капризная девчонка. Малыш должен не просто стричь, но и вести себя подобающим образом в зависимости от того, кто пришел к нему стричься. Когда же парикмахером становлюсь я, то тоже стараюсь менять характер и облик своего персонажа: вот я очень сердитая, а теперь улыбаюсь; вот я совсем маленького роста, а теперь очень высокая и мне приходится наклоняться; то я не умею стричь и попала в парикмахерскую случайно, в другой раз я — лучший мастер и т.д. Таким образом, ребенок видит перед собой несколько образов, он может выбирать, если у него еще не хватает воображения, и в то же время начинает сам придумывать новые роли, включая, например, в реальную сценку в парикмахерской сказочные персонажи.

Пятая, последняя, ступенька — необходимое звено для того, чтобы ребенок мог участвовать в коллективной сюжетно-ролевой игре. Как правило, эта игра почти полностью копирует игры предыдущих этапов, только вместо реального партнера малыш должен будет играть с воображаемым или с игрушкой, за которую он тоже должен будет говорить. Игра на этой стадии очень напоминает режиссерскую, где ребенок играет одновременно все роли. Вот сейчас он, например, парикмахер, и к нему приходит стричься мишка, который может быть и сердитым, и капризным, и каким-либо еще. Малыш должен быть одновременно и этим мишкой, и мастером. Такая игра учит детей соподчинению ролей, взаимопониманию, учит общаться с реальными партнерами.

Во время обучения ребенка игре желательно убрать те игрушки, которые могут отвлечь его, помешать взаимодействовать с партнером, станут не средством игры, а ее целью. Так, когда малыш играет, например, в парикмахерскую, ему совсем не нужны настоящие инструменты: расческу с успехом заменит обычная линейка, а ножницами может стать карандаш. Обратите внимание, что делают дети, когда у них слишком много игрушек для игры. Они, как правило, начинают ссориться, отнимать их друг у друга, а уж когда кому-нибудь достанется злополучный шприц, то он будет колоть им всех, надо это или не надо. Давайте и уберем пока игрушки, а вот кубики, пластилин, ножницы, бумагу, а также, как его называют, бросовый материал предоставим в избытке. Нужны инструменты — сделай или предоставь. И то и другое будет работать на воображение. Настоящие же инструменты могут переключить внимание ребенка, и его деятельность будет идти не от замысла, а от наличия той или иной игрушки. Поэтому очень важно помнить, что игрушка-копия блокирует работу воображения, препятствует созданию условного образа предмета для игры и может «вернуть» сюжетную игру в предметную.

Когда мы совместно с ребенком прошли все пять ступеней, пять этапов, он способен участвовать в коллективной сюжетно-ролевой игре. Но первое время необходимо еще немного помочь ему. Если ребенок растерялся и не знает, что делать, помогите ему, но не извне, а изнутри игры. Подойдите и скажите, например: «Здравствуйте, я шофер другой машины. Что у вас случилось? Мотор заглох? Ну, это не беда. Сейчас позвоним и вызовем мастера» и т.п. В следующий раз, конечно, «мешать» надо по-другому: пусть не мотор сломается, а, например, закончится бензин.

По мере развития сюжетно-ролевой игры ребенок научится не только решать стоящие перед ним задачи и проблемы, но и сам их себе ставить. Мальчуган «едет» на машине, вдруг останавливается посреди комнаты и говорит вслух: «Что же мне делать? Здесь море, а моя машина не умеет плавать». После некоторого раздумья: «Но я сейчас сделаю из нее пароход, и она поплывет». Это показатель того, что сюжетно-ролевая игра, которую мы организовывали, чтобы развить воображение детей, свою основную задачу выполнила.

Источник: сообщество “Детство без гаджетов”

Поскольку вы здесь…

…у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы, которые мы для Вас подбираем, курсы и мероприятия котоорые разрабатываем требуют времени и ресурсов.

Наш проект делают энтузиасты на добровольной основе. Чтобы мы могли делать качественные материалы и развивать проект нужны финансовые средства. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Школу “Свет”, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей – чтобы мы и дальше могли развивать наш с Вами проект.

Ссылка – https://bdsvet.ru/pomoch-proektu/

Безопасность детей – наше общее дело!