Предметная деятельность и отобразительная игра. « Школа безопасности детства "Свет"

Предметная деятельность и отобразительная игра.

В период с года до трех лет игра только зарождается. Ребенок исследует все предметы вокруг, его интересует все: размер, форма, фактура, вес, пластичность, позже цвет и другие свойства, узнаёт от взрослого назначение и свободно начинает ими манипулировать. Как только в его сознании выстраивается образ этого предмета, он начинает придумывать и открывать для себя новые способы применения привычных предметов.

После 1,5 лет малыш от исследовательской деятельности переходит к экспериментам. Малыш ощущает себя первооткрывателем. Он начинает понимать, что между многими предметами есть связь, даже если они непохожи, и наоборот, на первый взгляд похожие предметы на самом деле различаются. Двухлетние дети — это юные изобретатели. Коробки, кастрюли, подушки они превращают в массу вещей. Воображение помогает ребенку видеть в простой коробке и машину, и домик, и кораблик, а в подушке — неприступную крепость. У детей в двухлетнем возрасте начинают формироваться зачатки абстрактного мышления. Если раньше для них существовало все только здесь и сейчас, то теперь они способны удерживать в памяти образы, например, возвращаться к начатой игре после перерыва на обед.

Манипулируя предметами, ребёнок открывает для себя и усваивает ключевые действия с ними и способы применения. От количества и качества исследованных предметов зависит богатство и красочность возникающих образов.

Полутора-двухлетнему возрасту соответствует отобразительная игра (воспроизведение действий взрослого), которая уже вызывает потребность в игрушках. Появляются небольшие бытовые сюжеты: покормить, искупать, уложить спать, убрать, починить и т.д. Они отражают бытовые манипуляции взрослых и создают запас игровых действий на будущее.
Таким образом, ребёнок учит выстраивать свой игровой мир, отдельный от взрослого мира.

Обогащение игрового и жизненного опыта детей происходит через
— манипулирование вещами, изучение их свойств и явлений,
— наблюдение, эксперимент и радость открытия,
— совместную деятельность по хозяйству (выпечка и приготовление еды, рукоделие и полезное творчество, работа в саду и пр.),
— знакомство с устным народным творчеством и музыкальным фольклором,
— домашний театр,
— чтение книг,
— знакомство с окружающим миром,
— расширение кругозора,
— создание целостных образов,
— периодическую смену обстановки,
— пальчиковые, жестовые, музыкально-ритмические, подвижные игры.

Задачи взрослых на этом этапе следующие:
1) обогащать словарный запас (рассказывать обо всех предметах, их свойствах и назначении);
2) объединять предметы по смыслу в один сюжет: игрушки ходят друг к другу в гости, варят кашу, обедают, куда-то едут, что-то чинят, строят дом, общаются между собой, спят. Вместе озвучиваем персонажей. Постепенно вводим предметы-заместители. Сначала ребёнок больше наблюдает за взрослым, может взять игрушку и действовать в сюжете, который ведёт взрослый, позже взаимодействует «на равных»;
3) не мешать ребенку делать свои наблюдения и эксперименты. Пусть познание мира доставляет ему удовольствие;
4) не следует спешить с предложением помощи, пока ребенок обнаруживает готовность попытаться решить задачу самостоятельно еще и еще раз;
5) расширять предметную деятельность, предоставить разнообразный материал и оборудование для исследований и экспериментов;
6) тщательно отбирать книги и игрушки, не допуская интерактивных элементов. Важно помнить, что образные игрушки (куклы, мягкие игрушки и фигурки животных) должны быть простыми и доступными для игровых действий. Образ игрушки должен быть четким, реалистичным и узнаваемым для ребенка;
7) уделять развивающим занятиям максимум 15 минут в день;
8) включать детям небольшие звукозаписи детских сказок. Их рассказывают профессиональные артисты, звучит музыка. Слушая такие сказки, малыш учится понимать связную речь и представлять простые сюжеты;
9) до трех лет ребенок с компьютером и планшетом не должен быть знаком. Мало того, о существовании компьютерных игр и мультфильмов он тоже знать не должен. Причины лежат в области физиологии: мозг малыша просто не в состоянии эти данные воспринять и переработать, он не предназначен для такого способа «поглощения» информации, оценки движущейся картинки. В норме маленькому ребенку просто не должно быть скучно — он изучает мир вокруг себя другими способами, и возможностей огромное количество. Но, конечно, задача родителей — ему эти возможности показать. Привычка погружаться в яркие картинки, пассивно поглощать информацию возникает очень быстро, а вот избавиться от нее гораздо сложнее!

В настоящее время для детей существует множество игрушек. Но для более глубокого познания мира, а также для развития игры нужны предметы неопределенного назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, природные материалы, ленты, пуговицы, колечки, брусочки, кусочки ткани и пр. Такие предметы позволяют развивать фантазию и воображение. А из покупных хороши те, которые позволяют ребенку строить, конструировать, творить. Они замечательно развивают воображение и движения рук и пальцев.

Для того, чтобы организовать игру, понадобится небольшое количество игрушек: например, куклы, ванночка, кроватка, расческа и пр. Помните, игрушек не должно быть слишком много, поскольку это дезориентирует. По мере того как ребенок овладевает какими-то навыками, задачи, которые ставятся перед ним в игровых ситуациях, должны медленно, но неуклонно усложняться.

Игра начинается, когда ребёнок может отделить реальное действие от условного – «как будто», «понарошку», «давай представим». Если в начале периода ребенку нужна была игрушечная удочка, чтобы поймать рыбку, позже он с легкостью ее заменяет любой палочкой, то теперь начинает все чаще представлять, что держит в руках настоящую удочку.

Таким образом, в раннем возрасте ребенок приобретает две важные особенности, одна из которых связана с дальнейшим появлением воображения, а другая касается его способности осознания себя субъектом собственной деятельности. Оба достижения ребенка отражаются на его предметной деятельности. С одной стороны, он получает возможность действовать в воображаемой ситуации. В то же время, с другой стороны, он оказывается способным управлять собой действующим. Эти особенности являются основой кризиса трех лет, разделяющего ранний и дошкольный периоды развития. В процесс кризиса трех лет ребенок начинает осознавать себя субъектом собственной речи. Он приобретает способность не просто действовать в воображаемой ситуации, но и создавать ее. Эта способность помогает ему планировать и выполнять предметные действия. Она способствует тому, что ребенок начинает управлять собственной деятельностью при помощи речи.
Таким образом, психологическая готовность к игровой деятельности предполагает, с одной стороны, воображение, с другой стороны – наличие субъекта речи. Слияние этих двух аспектов и обеспечивает человеку возможность игры.

Источник: сообщество “Детство без гаджетов”

Поскольку вы здесь…

…у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы, которые мы для Вас подбираем, курсы и мероприятия котоорые разрабатываем требуют времени и ресурсов.

Наш проект делают энтузиасты на добровольной основе. Чтобы мы могли делать качественные материалы и развивать проект нужны финансовые средства. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Школу “Свет”, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей – чтобы мы и дальше могли развивать наш с Вами проект.

Ссылка – https://bdsvet.ru/pomoch-proektu/

Безопасность детей – наше общее дело!